Предыстория создания ассоциации
Весь период 2020–2023 годов стал временем вызовов и испытаний для российской транспортной логистики. Только лишь за 2023 год себестоимость автомобильных грузоперевозок увеличилась на 30% из-за роста расходов на топливо, закупку и обслуживание грузовиков, оплату труда персонала. После ухода иностранных брендов, сравнительно невысокого роста отечественного производства, в стране сложился острый дефицит магистральных тягачей. Грузовики транспортных компаний простаивают из-за нехватки водителей.
При этом, по данным Росстата, автотранспортом перевозится 67% грузов по всей стране, с 2019 по 2023 гг. грузооборот увеличился на 30%.
Чтобы не допустить устаревания автопарка, нехватки транспортных средств для доставки грузов, и, как следствие, дальнейшего роста стоимости товаров в России, крупнейшие игроки транспортно-логистического рынка объединились в Ассоциацию автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.
Ассоциация — не просто новая площадка для диалога государства и бизнеса, это сообщество, которое объединяет перевозчиков для разработки предложений и совместного с органами власти решения ключевых вопросов, проблем отрасли.
Наши задачи: консолидировать отрасль, разработать стандарты деятельности для автомобильных перевозчиков и экспедиторов, а также предложить полезные инструменты: отраслевую аналитику, систему обмена информацией и нетворкинг для установления партнёрства.
Решение главной проблемы перевозчиков
Главная проблема отрасли — дефицит водителей грузовиков. По состоянию на 2023 г., в РФ работают 7 млн профессиональных водителей. Однако, по данным ассоциации, в стране вакантно от 90 до 160 тыс. рабочих мест водителей, до 18% автопарка компаний простаивает из-за дефицита этой категории сотрудников.
При этом профессия устаревает: за пять лет средний возраст водителя увеличился с 48 до 52 лет. Чтобы решить проблему дефицита кадров, важно повысить привлекательность условий труда, включая уровень заработной платы, привлечь больше новых сотрудников в профессию, в т. ч. за счет развития системы обучения на новом уровне.
На площадке ассоциации мы предлагаем скоординировать заявки работодателей и запустить программу подготовки водителей категории «CE», создав для этой цели межрегиональные учебные центры по всей стране. Проект предполагает форму ГЧП, где государство обеспечивает земельными участками, помещениями, оснащением и современной техникой, а работодатели организуют учебный процесс, подготовку образовательных программ, ученические договоры и трудоустройство. На время переходного периода важно сократить время подготовки водителей категории СЕ с 1,5 лет до 3 месяцев.
По расчетам Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, каждый учебный центр сможет готовить в год до 1500 водителей для дальнемагистральной доставки. Повышение качества обучения и профподготовки поможет снизить число ДТП, возникающих из-за грузового транспорта, а также расширить профессиональные навыки водителей и сократить пока растущую потребность в иностранных работниках.
Цели на будущее
Наша цель — развитие ассоциации. Участие в ней будет интересно не только крупным игрокам, но и малому, среднему бизнесу. Мы сделаем все, чтобы объединение было максимально открытым, а членство в ассоциации — доступным самому широкому кругу компаний.
Помимо разработки проектов для решения главных проблем отрасли, мы планируем предложить участникам ассоциации специальные условия на закупку техники, запчастей и топлива, финансирование и страхование. Такие условия особенно интересны малому бизнесу, у которого часто нет возможности получить преференции из-за небольших объемов перевозок.
Среди главных задач на 2024 год – привлечь и объединить новых крупных игроков рынка с целью создания совокупного автопарка общей численность порядка 100 тыс. единиц техники. В перспективе мы видим ассоциацию как крупнейшее объединение автомобильных грузоперевозчиков, как своеобразного «коллективного работодателя», который способен донести свои идеи до государства и быть услышанным.
Вступить в ряды Ассоциации "АвтоГрузЭкс" может любая российская транспортная компания (юрлицо или ИП), которая занимается грузоперевозками и/или услугами экспедирования, логистикой. Со 2 мая 2024 г. любой перевозчик или экспедитор может заполнить заявку на нашем сайте и вступить в ведущую отраслевую ассоциацию.
Ассоциация автомобильных
грузоперевозчиков и экспедиторов
("АвтоГрузЭкс")