Новости

Сроки доставки между Россией и Казахстаном за два года выросли в 1,8 раз

После введения экспортного контроля 99% грузовиков проходят досмотры на казахстанской стороне. С 24 сентября этого года ситуация ухудшилась: на нескольких погранпереходах грузовики разворачивают без объяснений, что уже вызвало большие очереди. Фуры простаивают и на российской стороне, их перенаправляют на склад временного хранения в 70 км от границы. Одновременно с этим Казахстан продлил ограничения на перегрузку и перецепку транспортных средств.

К сентябрю 2025 года средний срок доставки между Россией и Казахстаном вырос в 1,8 раз в сравнении с мартом 2023-ого, до 13-14 дней, сообщил президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов на круглом столе, проведенном ассоциацией совместно с Деловым Центром экономического сотрудничества стран СНГ.

«Например, время перевозки из Алма-Аты в Москву увеличилось с 7-9 до 12-14 дней, из Астаны—Санкт-Петербург с 8-10 до 14-16 дней. Больше всего вырос срок доставки из Астаны в Новосибирск — с 5-7 до 10-14 дней, что связано с повышенной загруженностью одного из основных погранпереходов на данном направлении — “Бугристое-Кайрак”», — рассказал он.

В соответствии с Соглашением о международном автомобильном сообщении, подписанном в 2003 году между Россией и Казахстаном, перевозки грузов между странами и транзит по их территориям автотранспортными средствами, проводятся без необходимости оформлять специальные разрешения, исключения — опасные, крупногабаритные и тяжеловесные грузы, напомнил Александр Ларионов, руководитель представительства Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) в Центральном федеральном округе.

Однако на практике в апреле 2023 года Казахстан ужесточил экспортный контроль для всех товаров из стран ЕАЭС. В том числе обязательным стало оформление сопроводительных накладных на продукцию. Некоторые категории и вовсе нельзя экспортировать без дополнительных разрешений — справок Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР).

«Более того, если ранее таможенные органы Казахстана досматривали 99% грузовиков, следующих в Россию, но все равно пропускали их, сейчас на некоторых пунктах пропуска, например, на МАПП «Бугристое-Кайрак», с 24 сентября большинство транспортных средств разворачивают и отправляют на склад временного хранения в поселке Карабалык, расположенном в 70 км от погранперехода. Причина — ужесточенные требования Таможенной службы Казахстана по оформлению кодов ТН ВЭД, о которых компании ранее не предупреждали», — рассказал Сергей Денисов, директор бизнес-юнита ПЭК: SILK WAY.

Кроме того, компании наблюдают регулярные заторы и сбои в работе электронной очереди на погранпереходах. Например, на МАПП «Бугристое-Кайрак» бизнес сталкивается с потерей, искажением или не отображением данных при их обработке и передаче в электронной очереди. На пунктах пропуска «Петухово-Жана-Жол» и «Веселоярск-Ауыл» возникают заторы из-за нехватки инфраструктуры для оформления транспорта, безопасных стоянок и пунктов питания.

Ограничения и очереди со стороны России

Ограничения на пропуск грузовиков наблюдаются и на российской стороне — с 19 сентября, сообщил Вадим Филатов. На пункте пропуска «Сагарчин-Жайсан» фуры простаивают в очередях, а на МАПП «Сырым-Маштаково» до 23 сентября их и вовсе не пропускали.

«Сейчас транспортные средства пропускают по одному, с полным досмотром, но очень медленно, из-за чего очереди достигают трех километров в каждую сторону. В итоге пересечение границы занимает от трех до семи дней», — подчеркнул он.

По словам Вадима Филатова, на этом фоне за январь–август стоимость автоперевозок между Россией и Казахстаном выросла на 25% год к году. Новые заторы приведут к увеличению затрат на рейс еще на 15% из-за дополнительного пробега, что создаст дополнительную нагрузку на конечного потребителя

Ограничения на перегрузку и перецепку

Наряду с этим Минтранс Казахстана продлил мораторий на запрет механизма перецепки/перегрузки иностранных полуприцепов перевозчиками из стран ЕАЭС только до 1 января 2026 года, рассказал Александр Ларионов из АСМАП.

По его словам, перевозчики испытывают сложности с этим ограничением уже четыре года: полтора-два месяца в году компании стабильно не могут провести перецепку или перегрузку для доставки грузов по территории Казахстана.

«АСМАП регулярно инициирует перед Минтрансом России вопрос установления моратория на запрет механизма перецепки/перегрузки на бессрочной основе, однако на данный момент не может прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Как правило, решение по этому вопросу принимается казахстанской стороной в середине февраля — начале марта очередного года», — добавил эксперт.

Новые правила: платная очередь, штрафы и спецокна для скоропортящихся грузов

30 июня Министерство финансов Казахстана предложило поправки в правила пересечения границы для грузового транспорта. Концептуально «АвтоГрузЭкс» поддерживает предложенный законопроект. По нашему мнению, больше всего повлияет на рынок норма блокировки учетной записи за недостоверные данные или неиспользование слотов электронной очереди, а также введение денежной гарантии в размере 20 МРП (78 640 тенге). При неявке транспортного средства более одного раза за 90 дней — списание денежных средств.

Влияние окажет и введение выделенных окон для спецгрузов, в числе которых скоропортящиеся и опасные товары, а также усовершенствование механизмов идентификации транспорта, включая проверку VIN-номеров и страховых данных.

Для минимизации рисков предлагаем дополнительные решения:

Важно предусмотреть гибкие условия — выделение квот для операторов сборных грузов, которые в одном транспортном средстве перевозят отправления для различных получателей, и срок доставки в этом случае сложнее прогнозировать.

Необходимо закрепить прозрачные критерии распределения приоритетных слотов — например, на основе подтвержденного объема перевозок. Кроме того, важно синхронизировать правила приоритетного пересечения границы с российской стороной, включая единые тарифы и условия предоставления услуги.

Важно также учитывать, что в России и Казахстане до сих пор не синхронизированы механизмы идентификации транспорта, включая проверку VIN-номеров и страховых данных.

Кроме того, из-за технических сбоев с 2024 года нестабильно работает обмен данными между сервисами организации электронных очередей CarGoRuqsat (Казахстан) и Fast Track (Россия). Ситуация приводит к задержкам при отправке/получении документов о компаниях до пяти дней.

Синхронизация этих данных позволит сделать процесс перевозок между странами прозрачнее и сократить время прохождения границы до 30%.

Необходимо также ускорить реконструкцию наиболее загруженных погранпереходов «Петухово-Жана Жол», «Бугристое-Кайрак», «Веселоярск-Ауыл», «Сырым-Маштаково».По нашим расчетам, это позволит ускорить время пересечения границы до 40%.