Ассоциация «АвтоГрузЭкс» провела панельную сессию в рамках Транспортной недели-2024
2024-11-22 12:43
На панельной сессии: Конкуренция на рынке грузовых автомобильных перевозок: налоговая дисциплина на обеление отрасли, которая прошла в стенах Торгов-промышленной палаты Российской Федерации 21 ноября были озвучены реальные законодательные инициативы, которые планируется реализовывать Ассоциацией и Комитетом в следующем году.
На мероприятии присутствовал Валентин Иванов, первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации.
Первый замминистра транспорта особо подчеркнул: «Абсолютный тренд, как неизбежность, который мы двумя руками поддерживаем, – это цифровизация. Мы это будем реализовывать, хотелось бы, чтобы 2025 год был достаточно активный в этом направлении».
По данным МВД, в России зарегистрировано более 6,7 млн грузовых автомобилей, которые, согласно оценкам экспертов «АвтоГрузЭкс», принадлежат 300 тыс. собственникам — юридическим и физическим лицам. В отрасли занято более 5 млн водителей грузовиков.
Однако, к сожалению, до сих пор лишь 25% работают в грузоперевозках официально, остальные — вне правового поля. Недобросовестные перевозчики нарушают законодательство и демпингуют, оптимизируя налоги и сборы. Это приводит к повышению аварийности, повреждению грузов и неравным конкурентным условиям по тарифам.
Государственные органы развивают цифровые инструменты для повышения прозрачности отрасли, в числе которых — ГИС «Электронные перевозочные документы» и «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа». Госдума РФ уже приняла в первом чтении законопроект «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ», согласно которому перевозчики смогут получить право на коммерческую деятельность только после регистрации в реестре и утратить эту возможность после исключения из него.
Модератор сессии Вадим Филатов, председатель Комитета по транспортной логистике «Деловой России», член Правительственной комиссии по транспорту, президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» отметил:
«К сожалению, пока этого недостаточно. Бизнесу не хватает единой системы показателей, которая определяла бы надежность перевозчиков для регулирующих органов, заказчиков и партнеров. Важно, чтобы одним из целевых стал уровень средней начисленной заработной платы, который рассчитывается как соотношение ФОТ к среднесписочной численности сотрудников, вторым — доля облагаемых НДС расходов относительно выручки для оценки объема возмещенных компанией налогов, третьим — численность сотрудников относительно автопарка — соотношение работников к количеству транспортных средств во владении. На данный момент предложения с едиными показателями целевой налоговой нагрузки прорабатываются на площадке Налоговой службы».
С докладами и предложениями выступили: Санджар Ашуралиев, генеральный директор ГК «Делко», Евгений Бабаев, президент ГК «ИТЕКО», Евгений Шакалида, генеральный директор, соучредитель компании ООО «Траско», Екатерина Роганова, председатель правления Ассоциации «РАДО», член Общественного Совета при ФНС.
Не менее острая проблема — неравные условия по уровню налогов и сборов. Например, по оценкам «АвтоГрузЭкс», размер зарплатных налогов за одного водителя грузовика для крупного бизнеса в среднем на 30-40% превышает аналогичный показатель для небольших компаний и ИП, в зависимости от категории организации. Поэтому на рынке сохраняется большая доля игроков, которые занимаются дроблением бизнеса для оптимизации налоговых и страховых взносов. И добросовестные перевозчики уже не могут конкурировать с ними по себестоимости доставки и уровню тарифов.
Генеральный директор ГК «Делко» Евгений Бабаев озвучил ряд инициатив, которые могут быть реализованы на практике. Изменения касаются как транспортного законодательства, так и налогового.
«Необходимо внести изменение в п.13 ст.2 УАТ конкретизирующее, что перевозчиком является лицо только с водителем в штате и ТС во владении, то есть обладающими ресурсами для оказания услуг перевозки. Кроме того, нами прорабатывается инициатива о внесении изменений в п.49 ст. 270 НК РФ в части исключения затрат на перевозку с ненадлежащим лицом (не перевозчиком). Важно подумать о снижении НДС до 10% для транспортно-экспедиционных услуг. Это исключит экономический смысл оптимизации НДС с учетом текущих издержек», — отметил Бабаев.
Сегмент автомобильных перевозок остается одним из главных транспортных драйверов развития экономики России. Грузооборот в этом сегменте ежегодно прирастает не менее чем на 6%. Поэтому бизнесу с государственными органами важно разработать и совместными усилиями запустить меры для снижения доли недобросовестной конкуренции и повышения прозрачности в отрасли.
Генеральный директор ООО «Траско» Евгений Шакалида, в свою очередь, уточнил:
«Необходимо создать равные условия для крупных компаний и МСП, ИП для предотвращения разрывов в уплате налогов, которые наблюдаются сегодня. Кроме того, важно увеличить размер суточных, не облагаемых НДФЛ, что создаст конкурентные условия на международном рынке».
Ассоциация "АвтоГрузЭкс" совместно с Комитетом по транспортной логистике «Деловой России» продолжат необходимую конструктивную дискуссию, а также будут проводить работу в рамках законодательных инициатив и предложений.