Новости

Вадим Филатов, президент Ассоциации "АвтоГрузЭкс": "Каждая новая логистическая площадка — не только деловой проект, но и масштабное капиталовложение в развитие экономики страны"

18 июня на площадке "Деловой России" прошло совместное заседание Ассоциации "АвтоГрузЭкс" и Комитета по транспортной логистики "Деловой России".

В ходе обсуждения были затронуты вопросы состояния рынка складской недвижимости в России, распределение объема качественной складской недвижимости, перспективы спроса.

Отдельно был озвучен вопрос формирования Минтрансом нацпроекта «Эффективная транспортная система». На сегодняшний день в проекте отсутствует направление по развитию логистических складских площадей, транспортно-логистических центров и прочих базовых элементов транспортной инфраструктуры.

Доля вакантных складских площадей в России по итогам первого квартала 2024 года составила менее 1% и продолжает снижаться, согласно данным консалтинговой компании IBC Real Estate . На фоне ажиотажного спроса, который значительно превышает предложение, средняя ставка аренды на существующие склады класса А в январе-марте увеличилась на 10% по сравнению с 4 кварталом 2023 года — до 9 700 руб. за 1 кв. м triple net, сообщают аналитики. На практике некоторые арендодатели повышают тарифы на 40-100%, а, если компания отказалась, могут расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Развитие новых складских объектов тормозит резкий рост расходов на строительство — по данным аналитиков IBC Real Estate, за последний год показатель увеличился на 14,1-18,3%, в зависимости от региона.

Вадим Филатов, президент Ассоциации "АвтоГрузЭкс" подчеркнул: "Острая нехватка складов и резкий рост тарифов становятся преградами для развития логистики. По итогам прошлого года рост экономики России оказался самым высоким за последние 10 лет за исключением постковидного периода, согласно данным Росстата, ВВП увеличился на 3,6%. Объемы промышленного производства и продаж в офлайн и онлайн-торговле продолжают расти, компании наращивают запасы зарубежных товаров. Вслед за этим увеличивается спрос на свободные склады по всей России, который компании не могут восполнить из-за острого дефицита".

"Каждая новая логистическая площадка — не только деловой проект, но и масштабное капиталовложение в развитие экономики страны. Например, один склад площадью 100 тыс. кв. м. может обеспечить рабочими местами от 500 до 5000 человек, в зависимости от специфики операций", — отметил Филатов.

Чтобы дефицит складов не тормозил развитие экономики, одна из основных задач — нарастить число качественных площадок по всей России. Для решения этой проблемы в ближайшее время «АвтоГрузЭкс» разработает предложения с мерами поддержки, которые помогут сократить расходы бизнеса на строительство и эксплуатацию складских площадок, а затем — направит их в профильные министерства и ведомства.