Новости

Ассоциация «АвтоГрузЭкс» возобновила работу по «обелению» рынка автомобильных грузоперевозчиков России

Рабочая группа по внедрению «светофора» налоговой дисциплины была сформирована в рамках совместного заседания Комитета по транспортной логистике Деловой России, Ассоциации «Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» «АвтоГрузЭкс», Ассоциации Добросовестных Налогоплательщиков «РАДО» при участии контрольного управления ФНС России и Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №6 ФНС России.

По данным «АвтоГрузЭкс», себестоимость автомобильных грузоперевозок в прошлом году увеличилась на 30% из-за роста расходов на топливо, закупку и обслуживание грузовиков, а также оплату труда персонала и продолжает расти. Компании вынуждены оптимизировать расходы, ограничивать инвестиции в автопарк и развитие новых сервисов. Для исключения ухода с рынка многих небольших компаний и, как следствие, увеличения тарифов, а также нехватки техники для доставки грузов по всей стране, одновременно с запуском законопроектов необходимо выстроить меры для повышения прозрачности отрасли.

«К сожалению, на рынке грузоперевозок сохраняется большая доля недобросовестных игроков. По данным «АвтоГрузЭкс», более 60% компаний нарушают нормы законодательства, а также демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. За последние два года разрыв между состоянием транспортных средств, а также тарифами добросовестных и остальных перевозчиков существенно вырос. Результат — повышенная аварийность в грузоперевозках и развитие неравных конкурентных условий на рынке», — заявил Вадим Филатов, президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс», председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России».

Вадим Филатов озвучил консолидированное мнение членов Ассоциации о необходимости повышать прозрачность отрасли ускоренными темпами. Концептуально в этом может помочь введение допуска на рынок грузоперевозок и создание единой цифровой платформы, на которой компании будут обмениваться всеми данными с Минтрансом, Налоговой службой, а также другими министерствами и ведомствами.

Как отметила исполнительный директор Ассоциации Добросовестных Налогоплательщиков «РАДО» Екатерина Роганова: «Заинтересованность участников рынка во внедрении понятных и прозрачных норм и критериев на лицо. К сожалению, последние два года этот вопрос не двигался с места. Но сейчас актуализировались два очень важных момента: заинтересованность самих участников, которые непосредственно на себе ощущают все сложности и трудности «серого» рынка; второй аспект — ФНС России детально проработала прикладные механизмы реализации концепции «обеления» рынка грузоперевозок».

Как отмечает Екатерина Роганова, участники рынка предложили проекты с конкретными цифрами и показателями, которые были предварительно проработаны и предложены на прошедшем заседании, в том числе с рабочими методиками расчёта.

«Все предложения мы в состоянии закрепить и масштабировать на весь рынок автомобильных грузоперевозок», — отметила Роганова.

В свою очередь заместитель начальника контрольного управления ФНС России Александр Кузин подтвердил: «Формирование конкретных и прозрачных предложений ранее тормозилось в связи с отсутствием консолидированной позиции участников рынка. Сейчас мнения лидеров были услышаны, систематизированы и сформированы в единое предложение. Дальнейшему продвижению работы будет способствовать опыт ФНС России в решение схожих проблем в области клининга и технической эксплуатации. Нам кажется правильным двигаться по прецеденту. В частности, в апреле этого года ФНС России выпустила письмо, содержащее нормативные показатели общей фискальной нагрузки для клининговой отрасли. Эти показатели складываются из налогов, страховых взносов и налогов НДФЛ. Размер выплат рассчитывается, исходя из деления организаций на категории: общая система, упрощенная система, категория МСП (субъект малого и среднего предпринимательства)».

Александр Кузин заметил, что главный посыл письма от ФНС заключается в том, что определены четкие показатели, и налоговые органы будут их применять при определении приоритетных направлений и контрольной деятельности. Это значит, что, в первую очередь, подлежат проверке компании, которые имеют наименьшую налоговую нагрузку. Однако, самим заказчикам услуг необходимо обращать внимание на то, как выглядит потенциальный или фактический исполнитель.

«Федеральная налоговая служба большое внимание уделяла работе с заказчиками, понимая, что спрос на применение исполнителями «серых» схем рождают сами заказчики», — добавил заместитель начальника контрольного управления ФНС России. Представитель ФНС России особо подчеркнул важность публично обозначить такого же рода показатели в отрасли автоперевозчиков. «Это будет возможно исключительно благодаря консолидированной позиции лидеров отрасли», — отметил он.

Мазалова Елена, руководитель Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №6 ФНС России добавила, что необходимо выбрать удобный и комфортный всем сторонам путь преобразований, который бы позволил избегать налоговых разрывов, рисков нарушений и невыплат. «Крупный бизнес, несмотря на кропотливую работу с контрагентами, не всегда целиком и полностью закрывают правильно налоговую нагрузку. Важно, с одной стороны, создать адекватную и понятную конкурентную среду, но, с другой стороны, сохранить понятные условия работы для налоговых органов. Можно вполне обходиться без выездных налоговых проверок. Отраслью грузовых автоперевозок важно заниматься, и мы, в свою очередь, в этом году ставим приоритет на «обеление» отрасли», — добавила Елена Мазалова.

Евгений Бабаев, президент компании «ИТЕКО» подчеркнул, что за последний год рынок автогрузоперевозок России значительно изменился: усилилась конкуренция, растет расходная часть перевозчиков. В связи с этими небольшие компании получают конкурентные преимущества, предлагая более доступные тарифы. Однако такого быть не должно, так как под удар попадают как крупные компании отрасли, которые платят налоги в полном объеме, так и государство в целом.

«Я бы разделил весь рынок на две части. Первая — это небольшие игроки, которые никогда не платили налоги и не собираются этого делать. Таких большинство. Причем такие перевозчики не готовы к изменениям и будут противодействовать «обелению» рынка. Вторая часть — это игроки, которые готовы и хотят платить налоги, но нуждаются в оптимизации этой части расходов», — констатировал Евгений Бабаев.

Евгений Шакалида, генеральный директор компании «Траско» поддержал позицию добросовестных налогоплательщиков. «Мы сейчас работаем и полностью выплачиваем все налоговые начисления. Мы выступаем за развитие всей отрасли в целом. Крупные компании — это, прежде всего, социально ответственный бизнес. Ответственный игрок рынка всегда гарантирует выплату заработной платы сотрудникам, выплату налогов и социальных выплат. Крупную компанию легко контролировать. Мы, как представители именно крупного бизнеса, хотим помочь менее крупным компаниям выйти на путь цивилизованной работы. Это важно для «обеления» всей отрасли, для улучшения жизни и экономических показателей», — добавил Евгений Шакалида. Кроме того, важно не занижать размеры заработных плат для реалистичной и адекватной оценки ситуации, подытожил глава «Траско».

Однако,при этом необходимо выделить конкретные показатели, которые определяли бы надежность перевозчиков для регулирующих органов, заказчиков и партнеров. Важно, чтобы эти параметры были основаны на среднесписочной численности сотрудников компании и медианном уровне зарплат в отрасли. Это позволит бизнесу оценивать своих контрагентов в режиме реального времени, и в перспективе — снизить риск налоговых разрывов, добавляет Вадим Филатов.

Глава «АвтоГрузЭкс» обозначил общее мнение, что, запуская новые законодательные инициативы, важно снизить риск дальнейшего падения рентабельности перевозчиков. Для этого необходимо избежать повышения административной и финансовой нагрузки на бизнес.

В заключение встречи все участники совещания согласились создать рабочую групп, чтобы в ближайшее время приступить к практической реализации внедрения налоговой системы «светофор».